Итак,
снова на арене наш мегагероический спартанец Кратос — бритоголовый
мускулистый мачо, угрюмый палач людей, зверей, чудовищ и просто всех,
кто под руку попадется. В данном периоде своей жизни античный
терминатор на службе богов Олимпа. Дело происходит за десять лет до
событий оригинального God of War (игра выходила на PS2)—
жестокое убийство собственной семьи у Кратоса уже позади, а не менее
жестокое отмщение обманщику Аресу — еще впереди.
Начинается все довольно мирно — с вторжения
персидской армии в Аттику. Вопли, паника, горящие здания — чувствуйте
себя как дома. Вражеские войска укомплектованы самонадеянным царем и
гигантским василиском — всего лишь разминка перед грядущими рекордами.
Дальше выясняется, что солнечный бог Гелиос похищен, весь белый свет
плавно погружается в вечную ночь, и коварный Морфей вот-вот усыпит всех
Олимпийцев. Хочешь не хочешь, а принять деятельное участие в очередном
божественном заговоре с полагающимся по рангу спасением мира все-таки
придется.
Впереди — масштабная операция по угону солнечной
колесницы, длительная командировка в царство мертвых и обязательный
богоборческий эпизод, украшенный душераздирающей личной драмой. Прочие
сюжетные подробности опустим, не стоит портить удовольствие от
прохождения.
Озорная расчленяйка
Небольшое отступление для тех, кто по каким-то причинам не в курсе, что такое God of War.
Последние несколько лет hack & slash — специализированный
мясорубочный сегмент жанра экшен — переживает настоящий "золотой век".
Серия Devil May Cry, недавний Heavenly Sword, трилогия Prince of Persia
и прочие фехтовально-героические приключения всяких суровых мастеров
холодного оружия снискали большой успех у критики и публики, обросли
внушительными бюджетами и неистребимыми сиквелами.
Среди харизматичных антигероев, населяющих этот
поджанр и его окрестности, Кратос, определенно, самый злобный и
жестокий сукин (Зевсов) сын. Не в обиду будет сказано его коллегам,
обычно мы видим техничное, но скорее равнодушно-пренебрежительное
умерщвление всего, что движется. Этот же парень подходит к процессу
столь яростно и с таким видимым наслаждением, что невольно проникаешься
пафосом кровавого безумия, вполне уместно происходящего в антураже
греческой мифологии.
Кратосу недостаточно просто убить противника —
ему надо дать выход своей кипящей злобе. Расправа над каждой жертвой
становится своего рода перформансом, как правило, включающим в себя
элементы расчленения голыми руками (сила есть — пилы не надо). К
каждому виду противника у Кратоса свой подход, и его изобретательность
в этой области сильно впечатляет, если не сказать шокирует. Излишне
пояснять, что игра, буквально фонтанирующая кровью с аппетитными
кусочками свежих трупов, рассчитана на взрослую аудиторию и для детей
не годится.
Оптом дешевле
Структура прохождения выстроена по довольно
простому, "классическому" принципу — подрался, побегал, заставка,
подрался, побегал, заставка, "босс", подрался, побегал... Схватки, при
всей своей увлекательности, занятие довольно утомительное и требующее
большой концентрации внимания. Поэтому неспешное (и не бог весть какое
интересное) перетаскивание объектов с места на место, чтобы где-то там
чего-то открылось, воспринимается как необходимая передышка.
Чтобы бегать было не скучно, противники
периодически попадаются на пути в количестве одного-двух, но в силу
малочисленности угрозы не представляют. Основное же веселье происходит
на "аренах" — магическая преграда отрезает пути к отступлению, и перед
Кратосом появляется очередная шайка: 2-3 монстра поздоровее, 5-6
помельче. Место для маневра есть, но немного, а такие, казалось бы,
неповоротливые противники при серьезном численном перевесе дают
основательно пропотеть.
Боевое мастерство всячески поощряется: чем больше
ударов ты наносишь, блокируя или уворачиваясь от вражеских выпадов, тем
больше награда — убитые рассыпаются на красные шарики, служащие
деньгами. Отдельный бонус за брутальную расправу "в индивидуальном
формате" (для этого противника надо схватить и своевременно ввести
нужную комбинацию кнопок, которая слегка меняется от раза к разу).
Одно дело шпицштихель, и совсем другое — больштихель
Фирменное оружие Кратоса — Клинки Хаоса, два
зверского вида тесака, прикрепленных цепями к его рукам — остаются
ведущим инструментом в этой симфонии кровопролития. Набор движений в
целом повторяет ассортимент PS2-версий, то есть содержит практически
все способы, которыми можно рубить, стегать, полосовать, вонзать,
захлестывать и тому подобное. Словами описать сложно, но с виду очень
похоже на кручение пои с элементами BDSM-шоу и акробатики.
Прочие же артефакты впервые появились только в Chains of Olympus.
Солнечный Щит позволяет блокировать вражеские атаки, слегка оглушая
противника, метать нечто вроде огненных шаров и отбивать снаряды,
посылая их обратно отправителю. Латная рукавица Зевса, размером чуть ли
не с половину самого Кратоса, позволяет наносить чудовищной силы удары,
украшенные всякими электрическими спецэффектами — очень полезна в
схватке с "боссами". Кроме этого, наш герой вооружен еще двумя видами
магии — Ифрит и Ярость Харона. Первый устраивает недолгую, но эффектную
огненную порку всем оказавшимся в заданном радиусе, вторая же
незатейливо высасывает жизнь на расстоянии.
Разумеется, перечисленные возможности доступны не
сразу, а выдаются по мере прохождения. Как обычно, эффективность оружия
и магии можно улучшать - на это и уходят "кровавые деньги",
заработанные в бою и собранные по сундукам. Полностью "прокачать" все
способности удается только перед самым финалом, но зато потом можно
начать игру заново уже со всем арсеналом в полной боевой готовности.
Аналогично тому, как God of War и God of
War 2 "выжали" из PS2 нечто близкое к максимуму возможностей платформы,
Chains of Olympus — впечатляющая демонстрация способностей PSP. Уровень
исполнения практически всех элементов игры настолько высок, что
ощущение "ух ты!" регулярно возникает каждые минут 15. Первое
прохождение занимает часов 8-10, но переигрывать можно — и, главное,
хочется — еще много раз.